В медицинском страховании цена (тариф) — это денежная сумма, взимаемая за конкретную медицинскую услугу или продукт (усредненное лечение определенного заболевания). Обычно цена разбивается на две составляющие: себестоимость (издержки, не облагаемые налогом на прибыль) и прибыль подробнее на сайте diamed-tula.ru. При расчете издержек следует исходить из фактических расходов — затрат на расходные материалы, аренду, зарплату, амортизационные отчисления и т.п. Но если при расчете цен учитывать только фактические расходы, то инфляция приведет к быстрому проеданию основных фондов и уходу специалистов. Поэтому используется такой показатель, как вмененные издержки; здесь учитываются инфляция, состояние рынка рабочей силы (зарплата должна удерживать специалистов, иначе они уйдут на другую работу), движение фондового рынка и т.д. Вмененные издержки — это денежные доходы, которые теряет владелец ресурсов при отказе от наиболее выгодного способа их использования. Разница между фактическими расходами и вмененными издержками у некоммерческих организаций может покрываться за счет небольшой прибыли, которая не должна распределяться среди их собственников (2, 46, 84).
Существует несколько методик, позволяющих определить цену на медицинскую услугу в зависимости от вида, типа, мощности ЛПУ. Для определения цен на медицинские услуги могут использоваться следующие методы:
1) расчет тарифов на основе принципа безубыточности — ценообразование исходя из издержек по производству, маркетингу и распределению услуг и с учетом получения желаемой прибыли;
2) расчет тарифов по методу «непрямые издержки плюс прибыль» — начисление стандартной наценки на себестоимость услуги;
3) установление тарифов на основе ощущаемой ценности услуги — ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости услуги, а не издержек продавца;
4) установление тарифов на основе уровня текущих цен — использование в качестве основы для расчетов в основном цен конкурентов, а не собственных издержек фирмы;
5) условные цены на основе закрытых торгов — расчет цены исходя из ожидаемых деловых предложений конкурентов, а не на основе показателей издержек или спроса (применяется в случае борьбы за подряд в процессе торгов);
6) биржевые цены на основе состоявшихся торгов — определение цены в условиях реального взаимодействия спроса и предложения. Цены, полученные различными методиками, как правило, несравнимы друг с другом (2, 3, 5, 10, 84).